Историческая справка

В давние времена к северу от Москвы, на пути к Дмитрову, у речки Лихоборки выросло сельцо Дегунино. Севернее его возникла деревня Хользуево (Фуниково). Восточнее, на ручье, стекавшем в Лихоборку, появилась деревня бескудниково.

Много позже – к середине XVIII в. – по Дмитровской дороге, у левого берега Лихоборки встали дворы Верхних Лихобор (Нижние Лихоборы были по другую строну речки). На землях примыкавших к этим селениям, раскинулся сегодня московский район Восточное Дегунино.

Начало ХVII в. – «Смутное время», поход Лжедмитрия II на Москву, его военный лагерь в Тушине…Село Дегунино разорено, деревянная церковь Бориса и Глеба уничтожена. Жители Бескудниково погибли либо бежали в страхе перед насилием польско-литовских интервентов… Но все проходит.  Деревня снова ожила.

В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация(отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии(хозяйствования).Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селения. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей. Крестьянские реформы Александра II 1861 г. принесли радикальные изменения на дегунинские земли. Материально положение крестьян практически не улучшилось.

 В 1860 г. богородский купец В.А. Прорехов основал на дегунинских землях к западу от деревни Верхние Лихоборы первый здесь кирпичный завод. В 1874 г. Москва переживает строительный бум и в это время купец второй гильдии А.Т. Денисов ставит второй кирпичный завод. Восточнее Верхних Лихобор возникает третий кирпичный завод. Местные жители не работали на заводах. Они неплохо получали от аренды земли, зарабатывали перевозкой кирпича, торговлей.

Станция «Бескудниково» была связана с веткой Северной железной дорогой. В помощь ей строится станция «Дегунино». В 1960 г. было принято решение о расширении границ Москвы до новой окружной  автомобильной дороги. По линии Савеловской железной дороги прошла граница административно-территориального деления. Она разделила поселок Бескудниково: его западная часть вошла в состав Тимирязевксокго района и была включена в поселок Вогоноремонт. В 1964 г. началось строительство микрорайона Дегунино-Бескудниково.

Постановлением Президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ от 3 января 1992 года в составе Северного административного округа был утвержден муниципальный район Восточное Дегунино. 

Закрыть
Фотография из